САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯМы рады представить вам сборник Игоря Сахно «Песнопения богослужебного Обихода древних распевов». Сия нотная книга явилась результатом долгого и скрупулезного исследования, расшифровки и стилизации малоизвестных нам сегодня распевов, которые ранее долгое время украшали православное богослужение, придавая ему самобытность и неповторимость. В этом нам представляется, прежде всего, уникальность данного рукописного издания. Предлагаем вам также познакомиться и скачать «Учебный Обиход нотного пения» - Синодальный квардатнонтный сборник. |
Выберите
для просмотра: |
|
Песнопения Богослужебного Обихода древних распевов |
|
|
Вечерня. Великое повечерие. Полунощница / Russian evening service |
Утреня. 1-й час / Russian morning service. Столповой распев >>> Открыть/Cкачать (pdf, 32,6 Mb)Литургия Древнерусской Церкви / Russian LiturgyВизантийская Литургия / Byzantian LiturgyМолебен. Последование погребения. Из венчания. На крещении. Литургия Преждеосвященных даров. Подобны...
|
|
Учебный Обиход нотного пения |
|
|
Всенощное бдение. Литургия. Триоди Постная и Цветная. Расшифровка квадратной ноты. Справка |
Учебные пособия Л. Ф. Калашникова |
|
|
Азбука демественного пения. Киев, 1911 >>> Открыть/Cкачать (pdf, 7,9 Mb)Азбука церковного знаменного пенияя >>> Открыть/Cкачать (pdf, 10,7 Mb) |
Цитаты по материалам съездов любителей знаменного пения«Скажу... об одном очень важном отличии знамени от пятилинейной нотации. Дело в том, что пятилинейная нотация в некотором смысле представляет собой, конечный продукт развития принципа записывания мелодии. Этот метод дает большую степень точности фиксации мелоса, чем невменный (метод знаменной нотации). Но тут есть и "оборотная сторона медали". Дело в том, что когда мы поем по нотам, мы как бы "идем на поводу" у записи. Вы, наверное, замечали, что для того, чтобы красиво, свободно спеть какое-то произведение, необходимо как бы перерасти запись, которую вы видите перед собой. Необходимо сделать какое-то усилие, чтобы мелодия начала жить сама по себе, внутри вас, чтобы вы не просто воспроизводили, подобно магнитофону, ноту за нотой как дискретные куски, абсолютно не связанные между собой, а чтобы шла мелодическая волна... А наша пятилинейная нотация, к сожалению, мало помогает в этом певчему. Более того - видно, что в ней тенденция к разделению звуков сильнее, чем тенденция к объединению. Даже специальный знак потребовался, лига, чтобы помочь объединять звуки в группы. А в знаменной нотации заложен совершенно другой принцип мышления певчего. Это принцип мышления не ступенями, не тонами, а тонемами, т.е. мелодическими ходами от одной ноты к другой. Движение, динамика заложены уже в самом принципе знаменной нотации... Изучая азбуки знаменного пения XVI в., можно понять, как наши предки чувствовали и мыслили музыкально...» о. Павел (Коротких) «...Поэтому я предлагаю такую методику - вживления в мелодический строй знаменного распева при помощи нот, но только на определённом этапе. Суть методики заключается в следующем. Человек, который желает самостоятельно изучать знаменное пение (если нет такой возможности сделать это под руководством наставника), заучивает песнопение наизусть, по нотам. А затем ноты откладывает, и открывает то же самое песнопение в крюках. Параллельно изучает, конечно, какую-нибудь крюковую азбуку, - и, руководствуясь толкованием знамен, начинает петь по крюкам. Если какой-то фрагмент в крюках у обучаемого вызывает затруднения, он может опять открыть ноты, возвратиться, это место вспомнить, проучить и опять возвратиться к крюкам. Один и тот же певческий
материал в намеченных изданиях будет изложен в трех вариантах: крюки
безпометные, крюки пометные, и, наконец, ноты. Таким образом, человек,
самостоятельно изучающий знаменное пение, может сначала петь по нотам,
потом крюкам пометным, и затем переходить к крюкам безпометным, ибо
когда материал хорошо выучен, пометы также становятся не нужны. Вот,
коротко о данной методике... Попев византийское пение, я понял, что основа одна. Распев, метод распева, темпы, внутренняя пульсация... Вот тут вчера у нас были два монаха из Афона ...они довольно давно изучают пение, поют, - и вот отец Макарий, один из двоих... И мы с ним запели вместе, и он мне сказал такую вещь: обязателен внутренний жесткий ритм. Это - как они на Афоне говорят - внутренний медитативный стержень. Молитвенный. Вокруг которого уже строится пение. Действительно, посмотрим: классическое старообрядческое пение, в архаических записях, - там тоже этот внутренний стержень, размеренность. К сожалению, сейчас общая тенденция намечается среди тех, кто занимается знаменным пением после партеса: ритм у них очень страдает. Потому что у них стоят музыкальные стереотипы. И, соответственно, силлабическое пение очень сильно страдает. Скажем, стихиру "Прежде век" человек с партесным мышлением будет петь так: (показывает, растягивая лиги и утрируя читок и используя динамические оттенки). А что византийская традиция, что старообрядческая - там, наоборот, размеренность (показывает старообрядческий вариант; затем показывает византийское пение). Абсолютно жесткий ритм. И это очень помогает - прослушивание византийских записей и изучение византийских образцов...» Глеб Печенкин |